Анна Лазарева, антрополог и исследователь сновидений в культуре, рассказывала на конференции «Галерея сновидений» об одном из частых мотивов вещих снов: когда к сновидцу приходит кто-то из «по ту сторону» — умерший родственник, святой, ангел, старец, икона, Иисус, Аид, цыганка — и сообщает нечто важное. Иногда это подсказка, иногда — предостережение.
Во многих историях такие персонажи просят что-то сделать: отдать кольцо, срубить дерево, переехать к ним. И если сновидец отказывается — в реальности он нередко избегает беды. Или даже смерти (по крайней мере, постфактум связывает это со сном). Сны становятся местом, где решается больше, чем кажется: человек отказывается во сне — и просыпается живым. Поэтому даже самые атеистичные люди нередко побаиваются покойников во сне — мол, вдруг зовут не просто так, а «забрать». Все мы немного язычники до сих пор.
А бывает наоборот — персонажи приходят с вестями о кладе.
Вот одна такая история: «Приснился тёте моей её покойный муж (а он, надо сказать, при жизни вечно ныкал от неё заначки). И во сне говорит: «Надя, иди вон в тот сарай, открой там справа, найдёшь деньги». Она пошла. Открыла. И правда нашла»
Может показаться, что это всё просто символ — мёртвый как хранитель тайного знания, как доступа к бессознательному. Именно там — в бессознательном — лежит то, что мы когда-то забыли или вытеснили. Может быть, сон подбрасывает не буквально клад, а ту подсказку, которая способна изменить реальность: идею, решение, направление взгляда.
Но пусть сегодня будет как в народе говорят «что приснится — то к деньгам», чтоб прям конкретно). Снились ли вам «карты», где спрятан клад?)