— Мне плохо.
Удивилась, так не похоже, что она испытывает душевную боль. Молодая девушка с улыбкой на лице. Приятные черты, энергичный голос, обаяние. И говорливость вперемежку со смехом, вроде бы шуточки все это, несерьезно.
— Душа разрывается, хи-хи, на ленточки от бескозырок, ха-ха.
— На ленточки? — уточняю.
— Ага, полосатые как у моряков, и трепещут по ветру.
Встречаются в разных вариантах такие диалоги с ярким отличием содержания речи и интонаций. Слышу смех рядом с искренними чувствами, смех и страдание, смех и теплые чувства к человеку. Не в смысле искреннего смеха радости, а в смысле искаженного смеха от напряжения.
Считается, что юмор — зрелая защита человека. Хотя чистая радость не означает, что она необходима для какой-то защиты. Другая сторона юмора — когда человеку необходимо быть смешным или кривляться в серьезных искренних разговорах. Как будто внутренняя потребность быть смешным, чтобы не сталкиваться с болью жизни.
Наверное, знакомы люди которые, если с ними душевно искренне говорить начинают отпускать шутки. “Я тебя лублу)))” вместо “я люблю” — девушке неловко спокойно и тепло выразить отношение к молодому человеку. “Здравия желаю, ваше высочество” вместо “здравствуй, рад тебя видеть” — молодой человек стесняется чувств и начинает беседу с девушкой с кривляния.
Внутренний клоун выскакивает из коробочки, болтается на пружинке и смеется. Если заметить за собой, что заставляет кривляться и так особенно смешит, то обнаружим от чего защищаемся. В крайних примерах видно, как алкоголикам особенно смешны шутки про водку, у наркоманов вообще своеобразные шутки на тему зависимости от наркотиков. Себя же ловлю на поучающих интонациях и снобических шутках по типу “самая умная”. Понимаю, что защищаю уязвимый внутренний авторитет.
Есть фильмы-фарсы, где гипертрофирован юмор, и можно исследовать какой фарс “ваш” — смешит именно вас, а вокруг люди сидят и недоумевают. Например, “Ширли-мырли” — российский фарс 90-х, “Совершенно секретно!” — старый американский фарс, “Приключение Пикассо” — неистовый фарс о художниках.
Найдя уязвимое место, которое защищает внутренний клоун, можно что-то поменять или оставить. Научиться говорить добрые и приятные слова не ёрничая, поддерживать свой авторитет не умничая, говорить о боли без обесценивающего смеха.
Позитивная сторона шутки, в отличие от кривляния в том, что она помогает выдерживать психологическое напряжение, точнее сбрасывать его. Черный юмор помогает справиться с мрачной долговременной ситуацией. Доведение страха до абсурда помогает легче отнестись к происходящему. Если человек высмеивает излишнюю важность, которую придал чему-то незначительному, то это помогает справиться с ситуацией. В общем, умение посмеяться над собой считается признаком психического здоровья.
Какой фильм или литературное произведение смешит вас?
Изображение: гравюра Toni Aron XIX век.