Роль супервизора вижу в расширении видения терапевта относительно его практики. В этом смысле работа супервизора похожа на работу психотерапевта, только мишенью супервизии становится область взаимодействия психолога с клиентом, а не вся жизнь терапевта. Поэтому схемы представления случая для супервизии могут быть любыми, которые вам подойдут. Здесь покажу одну из схем. Она основана на той, которую составил к.м.н. Антон Ежов:
Общие сведения о клиенте (возраст, образование, профессия, семейный статус, кем был
направлен на консультацию)
Первая встреча
- внешний вид, одежда, возрастные, социальные, полоролевые характеристики внешности. Ваши ассоциации к внешнему образу, например: «серая мышка», «сексуальная», «мамаша», «хиппи», «искатель», «подросток»
- первое впечатление (какие чувства, воспоминания, фантазии клиент вызывает, были ли
трудности во взаимодействии и т.д.) - что послужило поводом для обращения за психотерапевтической помощью, почему
именно сейчас клиент пришел на психотерапию
Описание проблемы (жалобы, симптомы, трудности и т.д.)
- жалобы и первичный запрос, давность проблемы
- медицинские показания (если есть)
- кто вовлечены в проблему (семья, друзья),история проблемы
- особенности личности, история проблемы, гипотезы ваши о причинах, план работы, важные детали.
История жизни клиента
- раннее детство, первые воспоминания (например, 6 воспоминаний до 11 лет)
- отношения в родительской семье
- травматические события детства
- основные конфликты и способы их решения
- способы адаптации клиента к проблемам детства
Структурная диагностика личности. Желательно на основании нескольких встреч (от 2 до 4 включительно)
А) Защитные механизмы
- ведущие защиты
- уровень защит (высшие, примитивные)
- контекст (на какие вопросы или действия терапевта, в каком контексте были обнаружены защиты)
Б) Идентичность
- степень интеграции/дезинтеграции Я-концепции клиента и значимых других из его
окружения (способность глубоко и полно описывать себя и других в процессе отношений) - качество объектных отношений (стабильность отношений, эмпатия, понимание других и
способность сохранять взаимоотношения в периоды конфликтов) - степень интеграции «плохих» и «хороших» частей себя и в описании других, т.е. наличие
или отсутствие признаков расщепления
В) Тестирование реальности:
- наличие бреда, галлюцинаций
- спутанность границ между внутрипсихическими процессами, фантазиями и реальностью, Я и другими
людьми - способность адекватно описывать свое поведение в понятных, общепринятых социумом идеях и
мотивах.
Г) Любые другие феномены, которые могли бы подтвердить диагностическую гипотезу о
структуре личности
Приветствуется свободное описание ситуаций во время терапии, поведения клиента, особенностей
сеттинга и отношений (опоздания, переносы встреч, отмены, затягивание времени, контроль времени
сессии, звонки, письма, отношения в соц. сетях и т.д.).