Схема представления случая для супервизии

Роль супервизора вижу в расширении видения терапевта относительно его практики. В этом смысле работа супервизора похожа на работу психотерапевта, только мишенью супервизии становится область взаимодействия психолога с клиентом, а не вся жизнь терапевта. Поэтому схемы представления случая для супервизии могут быть любыми, которые вам подойдут. Здесь покажу одну из схем. Она основана на той, которую составил к.м.н. Антон Ежов:

Общие сведения о клиенте (возраст, образование, профессия, семейный статус, кем был
направлен на консультацию)

Первая встреча

  • внешний вид, одежда, возрастные, социальные, полоролевые характеристики внешности. Ваши ассоциации к внешнему образу, например: «серая мышка», «сексуальная», «мамаша», «хиппи», «искатель», «подросток»
  • первое впечатление (какие чувства, воспоминания, фантазии клиент вызывает, были ли
    трудности во взаимодействии и т.д.)
  • что послужило поводом для обращения за психотерапевтической помощью, почему
    именно сейчас клиент пришел на психотерапию

    Описание проблемы (жалобы, симптомы, трудности и т.д.)
  • жалобы и первичный запрос, давность проблемы
  • медицинские показания (если есть)
  • кто вовлечены в проблему (семья, друзья),история проблемы
  • особенности личности, история проблемы, гипотезы ваши о причинах, план работы, важные детали.

    История жизни клиента
  • раннее детство, первые воспоминания (например, 6 воспоминаний до 11 лет)
  • отношения в родительской семье
  • травматические события детства
  • основные конфликты и способы их решения
  • способы адаптации клиента к проблемам детства

Структурная диагностика личности. Желательно на основании нескольких встреч (от 2 до 4 включительно)

А) Защитные механизмы

  • ведущие защиты
  • уровень защит (высшие, примитивные)
  • контекст (на какие вопросы или действия терапевта, в каком контексте были обнаружены защиты)

    Б) Идентичность
  • степень интеграции/дезинтеграции Я-концепции клиента и значимых других из его
    окружения (способность глубоко и полно описывать себя и других в процессе отношений)
  • качество объектных отношений (стабильность отношений, эмпатия, понимание других и
    способность сохранять взаимоотношения в периоды конфликтов)
  • степень интеграции «плохих» и «хороших» частей себя и в описании других, т.е. наличие
    или отсутствие признаков расщепления

    В) Тестирование реальности:
  • наличие бреда, галлюцинаций
  • спутанность границ между внутрипсихическими процессами, фантазиями и реальностью, Я и другими
    людьми
  • способность адекватно описывать свое поведение в понятных, общепринятых социумом идеях и
    мотивах.

    Г) Любые другие феномены, которые могли бы подтвердить диагностическую гипотезу о
    структуре личности

    Приветствуется свободное описание ситуаций во время терапии, поведения клиента, особенностей
    сеттинга и отношений (опоздания, переносы встреч, отмены, затягивание времени, контроль времени
    сессии, звонки, письма, отношения в соц. сетях и т.д.).