Я верю в то, что надо сойти с ума вместе с клиентом.
Говорят, что правильный психолог придерживается научной парадигмы. Астрологиями, Таро и шаманизмами не увлекается, иначе — шарлатан. «Разделять нельзя игнорировать» бредовую концепцию клиента.
Более того, считаю, что если у человека картина мира эзотерическая, то плясать мы будем от нее.
Рассуждаю о земном предназначении как отработке косяков прошлой жизни, если человек делится этой идеей. Рассказываю миф о Кали, если вижу разрушительные мотивы в психике. Или платонический миф о рождении, чтобы нащупать Бога в своем сердце.
Когда человек говорит, что у него «все вроде бы хорошо, но как-то пусто». Часто за этим кроется отсутствие символического уровня жизни. Отсутствие индивидуального мифа внутри. Так пусть этот миф рождается в магической формулировке затертых интернетом слов — «предназначение», «миссия», «прошлые жизни». Да хоть юбки колоколом и тонкие вибрации. Когда дети говорят «мама, а де папа? Мася хочит аварить папа!» Мы улыбаемся, смахиваем материнскую слезу — заговорил ребенок. Так и здесь — первые слова символической речи.
Я верю, что даже если подразумеваю миф на сессии, не озвучивая его, это тоже имеет значение. Этому научилась у юнгианских аналитиков. В работе со сновидениями интерпретацию сна подразумевают, но не навязывают сновидцу. Толкование озвучивают, когда уверены в пользе для сновидца.
Томас Манн в книге «Иосиф и его братья» подробно описывает как Иосиф толкует сон фараону. Про тощих и толстых коров, помните? У реки фараон видит семь тучных коров, а потом семь тощих коров, которые съели тучных. Затем семь колосьев на одном стебле и семь высохших колосьев, которые поглотили прежние. Иосиф не говорит, что означает сон. Он задает вопросы фараону, пока сам фараон не растолковывает сновидение.
Переход с поведенческого уровня к глубинному смыслу требует другого языка. Высший смысл нужен человеку, как глоток живой воды. Когда звучит запрос на опыт души. Тогда в картину мира включается мистика или эзотерика, а может Таро.
Интересно, что потребность в символическом испытывает молодежь. Взрослые люди, за плечами которых положение в бизнесе, крепкая семья и выросшие дети, часто приходят с запросом на глубину, смысл и духовность. Теперь и молодые люди, которым вроде бы по возрасту полагается пахать, рожать и добиваться. Как будто нужно символическое поместить вовнутрь и только потом выходить в мир.
Что такое стало происходить с миром, что символическое стало необходимым с юности?
Иллюстрация: скульптура в Летнем саду — Психея и Амур