Студенткой психфака я работала в консалтинговой компании, которой руководил пожилой мужчина, воплощающий типаж мудрого старца. Скрипучим голосом он комментировал наблюдения, на первый взгляд, не связанных между собой вещей: «Приходишь в организацию, первым делом посмотри на женщин — если женщины красивы и довольны, имеют цветущий вид, значит, в компании хороший хозяин. Затем зайди в уборную, если там чисто и приятно пахнет – в организации позитивная корпоративная культура, если грязно, то культура с гнильцой».
Корпоративная культура – осознаваемые неосознаваемые правила «жизни» в организации.
Как чистота туалета связана с корпоративной культурой? Что сообщают о скрытых процессах в организации наблюдения за внешним видом помещения, дресс-кодом сотрудников? Как читать человека — понять неявное сообщение о себе или о компании, где он работает? Эти вопросы обращены к бессознательным проявлениям человека, а через человека к бессознательным процессам в организации.
Бессознательным считают то, то не относится к сознанию, противопоставляется ему. Это часть психики, которая проявляется в спонтанных иррациональных переживаниях, сновидениях, необъяснимых поступках и событиях, оговорках. Бессознательные проявления не доступны носителю, но слышны и наблюдаемы со стороны.
Согласно краткой интерпретации структуры личности по К. Юнгу, человек живет на трех уровнях:
- Сознательный – представления о себе, социальные роли;
- Личный бессознательный — подавленные чувства, мысли, конфликты, желания, вытесненные негативные представления о себе;
- Коллективное бессознательное – архетипы, принадлежащие человеку и человечеству.
Архетип — универсальный собирательный образ. Различают архетипы матери, отца, старца, и архетипы в виде символов – крест, спираль, «колесо жизни» и другие.
Организацию составляют люди, и она существует на тех же трех уровнях:
- Сознательный – представления об организации, позициях и ролях сотрудников;
- Личный бессознательный – то, в чем сотрудники не отдают себе отчета, конфликты без заметного повода, странные проекты «из воздуха», беспричинные переживания и действия, неожиданные заболевания при изменениях в компании. Бессознательный уровень жизни организации иррационален и символичен, наполнен синхроничными совпадениями.
Синхроничность – необъяснимые совпадения с точки зрения причинно-следственной связи, но связанные между собой по смыслу.
- Коллективное бессознательное – жизнь организации как метафора или как миф, архетипические структуры, нашедшие воплощение через компанию, архетипы внутри организации.
Пример бессознательного ценностного мифа организации: «В нашей компании работают только качественно, поэтому у нас принято много работать». Или более скрытого принятого правила работы другой компании: «Делаем хоть как-нибудь, главное, чтобы было сделано».
Итак, как читать человека, по каким параметрам?
Основные каналы поступления бессознательной информации:
- внешний вид,
- спонтанные действия, к которым относятся и опоздания,
- иррациональные чувства,
- телесные симптомы,
- сновидения.
О толковании сновидений и работе воображения проводим тренинг.
Роль внешнего вида человека
Человек транслирует о себе информацию — внешним видом, поведением и действиями, микродвижениями тела, интонацией, речью, взглядом, энергетикой. Роль внешнего вида человека — соблюдение или нет дресс-кода, разница в одежде руководителя и подчиненных несет в себе сообщение о происходящем в компании. Эти сообщения нельзя трактовать однозначно, как и сновидения, телесные симптомы или психосоматику, но можно предположить, что они означают.
В компании принят жёсткий дресс-код для сотрудников, контактирующих с клиентами. К руководительнице требование по соблюдению дресс-кода не распространяется, но желательно. Она выросла в начальники из той же должности, что и ее подчиненные.
Разница во внешнем виде руководительницы по сравнению с сотрудниками колоссальна! Принят деловой стиль, серые, черные и белые цвета в одежде, у нее – цветочки в прическе, фиолетовые, розовые, голубые цвета в одежде. О чем это сообщение? Выяснилось, что руководительница не передает задачи сотрудникам и при большой нагрузке выполняет их работу. Тогда она отличается от сотрудников с помощью яркого внешнего вида, компенсирующего чувство безысходности, возникающее при выполнении низкоквалифицированной работы, будучи на должности руководителя. Получилось сообщение — яркий цветочный вид руководительницы в компании со строгим дресс-кодом компенсирует отчаяние от несоответствия должности и выполняемой работе.
Соблюдение и несоблюдение стандартов внешнего вида, принятых в компании сообщает об отношении сотрудника к правилам и нормам организации, об амбициях или сопротивлении.
Встречаются незаметные «сбои» во внешнем виде – принят деловой стиль типа белый верх/черный низ, сотрудница приходит в деловом платье черного цвета с белым воротничком. Дресс-код почти соблюдается, отклонение заметное. Что можно «прочитать» в этом случае? Сотрудница отличается высоким уровнем рабочей эффективности, желает повышения и примеривается к креслу начальницы, бессознательно копируя стиль внешнего вида, принятый руководителем – деловой без обязательств типа белый верх/ черный низ. Здесь получилось такое сообщение — сотрудница похожа на начальницу, метит в ее кресло?
Несоблюдение дресс-кода связывается с сопротивлением сотрудника. Не соблюдает — не принимает правила работы в организации, не согласен с чем-то, бунтует. Эта интерпретация первой приходит в голову, когда человек на словах принимает правила работы, но внешний вид «случайно» не тот – «последние брюки постирал, не в чем на работу выйти, только в джинсах». Вышел на работу в джинсах — попадешься тайному покупателю, пиши объяснительную.
Роль внешнего вида человека как несоблюдение дресс-кода иногда говорит о привилегированном положении сотрудника, который высокоэффективен, но для него нет вертикального роста. Такому человеку «все можно» во внешнем виде, взамен он справляется с работой за отдел, либо выполняет дело более высокого уровня, чем предполагает занимаемая должность. Можно ходить на работу хоть в халате — ты элита, пока отлично работаешь.
Какие сообщения читали Вы по внешнему виду?
Об остальных каналах поступления бессознательной информации читайте в следующей статье>.
На фото Марьяненко Александр Павлович — организационный консультант-практик, психолог, учитель.