Отрывок учебной сессии, обстоятельства и имена изменены
– Волнуюсь, хотя тема обычная – отношения с моим молодым человеком. Хочу разобраться. Он веселый, беззаботный, свободный художник, а все важные вопросы я беру на себя, в наших отношениях я – мужчина. Мне бывает тяжело, но я не могу прекратить.
– Я услышала, что есть полярные ощущения – легкость, беззаботность, и бывает тяжело. И хочется пересмотреть отношения, которые происходят?
– Да (вздыхает) Я понимаю, что человек не готов к более серьезным отношениям.
– Как давно вы вместе?
– Два года живем вместе. Я пытаюсь понять, что эти отношения дают – не понятно.
– Что дают, не понятно, и легкости нет, а что у вас есть?
– Требовательность…, желание контролировать – от страха.
– Очень важно сделать как надо. Что может произойти, чего вы боитесь?
– Не соответствовать образу – мама, папа, дети.
– Можно поподробнее, ваши отношения помогают почувствовать себя свободной, легкой, и есть страх, что не будет семьи.
– Да и от этого непросто, надо контролировать, отслеживать, я даже сейчас думаю – куда мы движемся в консультации. Меня это ограничивает, выматывает.
– Появился еще один голос, есть голос «контролера», который контролирует, чтобы была семья, замуж, дети, и есть еще что-то.
– Я не понимаю что за голос, это моя позиция – быть в этих отношениях. И значит, моя позиция в жизни – не брать на себя ответственности.
– Это новый голос «контролера»: «Инга, ты что, не видишь, денег нет, у него работы нет, не обеспечит».. Вы что-то хотите ответить?
– Мне горячо стало, когда вы так говорите.. я не знаю..
– Не знаю чего?
– Так всегда будет, ничего не изменится.
– А может быть так не всегда будет?
– Да..
– Ответственность встречается с легкостью, как будто вы хотите и того и другого и не удержать всего.
– Да, у меня ступор, я не могу решить ситуацию, не знаю, что делать. У меня тревога постоянная, запланирую, а вдруг не получится, а вдруг плохо будет.
– Сейчас есть тревога?
– Да.
– Где?
– В спине.
– Вы напрягаете спину, это как в жизни, вы выпрямленная. Если бы заговорила та часть, которая хочет расслабиться, чтобы она говорила?
– Она бы говорила о доверии, свободе. Можно расслабиться, можно любить, можно доверять. Я говорю про доверие, но все равно отчасти – можно доверять, но делать выводы (держится за стул).
– Что это? (обращаю внимание на руки, которые сжимают стул).
– Хочется держаться, сжимать, сдерживать…
– Что вы сдерживаете?
– Мне стыдно.., сдерживаю детскую безответственность, часть у которой нет планов, …которая …замуж не хочет.
– Было трудно сказать..
– (плачет)
– О чем слезы? Что долго «взаперти»..?
– Она плачет о том, что она важная, полезная.
– Вы оправдываете ее?
– Да, в привычной жизни ее нет.
– В привычной жизни надо быть взрослой.
– Да, отвечать. И знаете, я работаю в суде, а после иду и одна ем пирожные.
– Подкармливаете. У нас осталось немного времени, хочу поделиться откликом, получилось, мы с вами встретились с контролером и детскостью. Я не знаю вашего молодого человека, но рада, что он есть на этом этапе такой, как вы сейчас.
– Мне радостно, объемно!
В качестве комментария, хочется сказать, как важно узнавать что-то в себе, а не атрибутировать другому.