В интернете опять кто-то не прав: поучения без запроса

Ad discendum, non ad docendum — «для изучения, но не для поучения». Попалось под настроение латинское выражение для рассылки новостей сайта.

Что заставляет человека поучать других без запроса со стороны поучаемых, без авторитета в поучаемой области?

В интернет- комментариях звучит назидательный тон, когда пишут “молодец, а еще идите туда и сделайте то, вам поможет” — комментарии дилетанта, а не авторитетного человека, чье покровительство было бы приятно. Или “ой, ты сэкономил мне кучу времени!” Рад стараться, босс, чо, обращайтесь.
У коллеги, которую в фейсбуке много комментируют, видела постскриптум: “этот пост не запрос на помощь и сочувствие, а просто о том, что было”. Видимо, предвосхищает советы сердобольных граждан.

Эстафету держат коллеги-психологи с дипломами и без — найдут рецепты на каждый выверт. Да, что там, сама не без греха. Технику или прием хочется применить к человеку как к объекту. Забывая о субъектности другого. Самые бездарные сессии связаны с учительской позицией.
Проанализировать поведение тоже привычнее с позиции сверху “я знаю как правильно”. Как будто люди — мелкие тупые человечки, которые ничего не понимают в жизни.
Целительные сессии живые, “неправильные”, связаны с отношениями, а не с техниками и приемами.

Поучают из-за избытка чувств. Мне помогает, и вам поможет, даже если вы не спрашивали. Избыток возникает от ощущения собственной авторитетности и важности. Как правило, иллюзорной важности. По настоящему авторитетный человек не раздает советы без запроса. Советующий таким образом чувствует себя сильным и опекающим. Если я поучаю — значит я сильный, имею знание или ресурс. Здесь тонкая грань, кажется, что если поучаю = сильный, но на самом деле связка иная: слабый — поучаю — иллюзия силы.

Похоже на противоположное синдрому самозванцаЭффект “белого пальто” — позиции превосходства, советчика “сверху”, чьего мнения не спрашивали. “Самозванец” встречается среди экспертов. Поскольку эксперты видят свои ошибки, понимают, сколько еще предстоит достичь. Человек в “белом пальто” не видит ошибок в силу дилетантской позиции. Ему кажется, что он крут — эффект Даннинга-Крюгера.

Мне помогает мысль, что люди поучают и, кстати, критикуют, чтобы почувствовать силу и превосходство. Тогда поучения и критика — это не о том, какая я тупая или плохая, а о том, какой другой умный и хороший. Тогда меня отпускает — да, ради Бога.

Речь не идет об обучении, когда вы заведомо согласились учиться у эксперта. Или о вопросах к аудитории: “Люди добрые, что думаете?” На вопрос уместен ответ. Поучения авторитетного человека воспринимаются как уместные. Похвальба равного коллеги тоже.

Снять “белое пальто” можно представив себя на месте другого. Если вы комментируете, посмотрите на себя и таких как вы глазами человека, которого комментируете. В какой форме будет уместен совет, благодарность или критика?

Иллюстрация: гравюра M. Edouard Fournier 1873