Смещенная тревога

У тревоги есть такая штука — смещенность. Это происходит, когда нам страшно или непривычно обращать внимание на что-то, что в жизни вызывает беспокойство. Тогда энергия, необходимая для преодоления этого беспокойства перенаправляется на что-то рядом.

Так, недавно я заметила, что меня сильно озаботила нехватка денег. Ну, по правде говоря, жизнь заметно подорожала, а если доход не увеличивался, то поддерживать привычный образ жизни не получится. Вместе с тем, бывали в моей жизни времена приливов и отливов заработков, съемные квартиры и бобмление на машине по вечерам.. Да, небольшая тревога сопровождала эти моменты, но чтобы вот сильно затопить..

В общем, я обратила внимание на свои чувства, что же такое происходит на самом деле? Как будто тревога блуждает по мне и цепляет существенную тему, чтобы расцвести ярким цветком.

В разговоре с коллегами как-то звучала мысль: тревога, связанная с деньгами — это про безопасность, это базовая вещь. Дальше раскручивая мысль о базовых вещах, я вспомнила о том, что деньги как золото всегда, почти с начала возникновения человечества и общества, было знаком смерти.

Еще до того, как золото стало богатством, оно было символом смерти. Согласно простой первобытной логике: золото вымывали из земли, где-то в истоках ручьев, а это место мертвых. В мифах герои добывают золотые вещи из царства мертвых. Кощей (он же Аид) за золото отвечает.

В одном из кентерберийских рассказов трое гуляк просыпаются и видят — в городе чума. Они бегут из города. Навстречу им идет старик и говорит: «Не ходите дальше – там смерть». Они не послушались, пошли, но смерти не нашли, а нашли кучу золота. Потом они обманывали друг друга так, что все трое в итоге погибли. Одного сговорившись убили, а сами распили бутылку, в которой оказался яд, который им подсыпал первый (которого они убили сначала), который хотел сам забрать золото. То есть в кустах в это время лежала смерть.

Таким образом актуализовался базовый экзистенциальный страх смерти. Он становится актуальным тогда, когда что-то важное упускаешь в жизни или когда что-то происходит, за что переживаешь и скрываешь от себя эти переживания. Например, если жизнь становится функциональной, выхолощеной, когда в ней появляется много «должна» или «должен». Тогда страх смерти будет об утекающем времени жизни, о том что не удается побыть с собой, с природой, с бытием. Или другой пример, когда предстоит временная разлука с близким человеком, когда актуализируется страх потери контакта, близости, любви и ласки.

Тревога о будущем исходит из того, как мы себя чувствуем в настоящем. По сути, фантазируя о будущем, мы как бы забрасываем туда что-то, о чем переживаем в настоящем. Если я боюсь одиночества тогда, то что происходит с моими контактами сейчас? Если я боюсь старости и болезни, то не запустила ли я у себя что-то, но не хочу думать об этом? Если боюсь возраста, избегаю называть цифру, ужасаюсь ей, то не упускаю ли сейчас что-то важное? Не откладываю ли? Если боюсь, что будет не хватать денег, что буду нуждаться в чем-то, то не нуждаюсь ли я прямо сейчас, и в чем?

С будущим невозможно иметь дело. Но можно увидеть потребность в дне настоящем. Если вам сегодня тепло, то это согреет ваше будущее.