Читательский год 2018

Ещё один год машет разноцветными хвостом, поспешно убегая вдаль. Как, уже все?! Читательская любовь с ним была кратковременна и мимолетна как встречи с давним любовником в гостишке)) Поэтому читала одно, потом другое, потом книги читали меня, а я читала блоги, стараясь не привязываться, чтобы не жалеть потом, когда придётся отрываться от чтения.

Дочитала “Дальше жить” — рассказы о тех, кто пережил войну и тех, кто нет — Наринэ Абгарян — концентрат любви и боли войны. Наринэ заняла человеческий уголок в моем сердце, которое замирает, теплеет и оживает от её рассказов.
Обычно читаю довольно быстро, но только не эту книгу. После каждого рассказа, откладывала в сторону и дышала.
Наринэ пишет любовью. О человеческом горе, страданиях, ужасе и страхе. Заставляет смотреть через любовь “смерти в лицо, стараясь не отводить взгляда”. Сердце замирает и простит времени на то, чтобы продышать, осилить: “Пусти, Наринэ, не могу вместить, дай отдышаться”. Откладываю, сотрясаясь в приступах плача. Потом вновь тянет читать и встречаться с целительной болью, “чтобы дальше жить”.
Я не знаю, как Наринэ пропустила такую книгу через себя, смогла устоять, дописать, выразить… Нам досталось уже цельное произведение искусства, раскрывающее нараспашку все двери души.

“Лечилась” весь год рассказами Василия Шукшина — целительными в любое время. А у меня, как правило, это ночное время с тускло затемненным экраном телефона. Об Шукшина могу вдохновляться, успокаиваться, заземляться или отвлекаться. Пары рассказов хватает ровно на то, чтобы не уснуть после суматошного дня, а окунуться в простоту, искренность и человечность деревенской жизни. Ещё есть замечательный спектакль театра Наций по этим рассказам.

Проглотила небольшой детективчик о краже коллекционного вина Питера Мейла «Афера с вином». Страховой следователь ищет вино, украденное в Лос-Анджелесе, и летит во Францию. В этой истории фигура поменялась с фоном. Детектив стал фоном для описания того, что едят в ресторанах герои, какие марки вина выбирают и пьют, и в каком антураже.
В романе звучат названия и года выпуска вин, описания погребов и гастрономических изысков. Нехитрый детективный сюжет необходим, чтобы читатель не заскучал. Мило, богемно и вкусно.

Обрадовалась новой книге Ялома, его люблю за все. Читала книги лет пять назад, чувствуя тепло и бережность к клиентам, ясно понимала описания происходящего. После “Воспоминаний” захотелось перечитать то, что читала раньше. Поэтому прочла ещё раз “Палач любви и другие психотерапевтические истории”. Вы знаете, опять все понятно, но только иное. Кажется, что книга легкая для чтения и захватывающая, и нет подводных камней или недомолвок. А читаешь через некоторое время, и это уже другая книга. Опять такая же ясная и без недомолвок, но другая.
“Как я стал собой. Воспоминания” — автобиография, о том, что пленило его в жизни, как складывалась работа и росла семья. Обзор 85 лет личного движения, и можно увидеть развитие психотерапии за это время. Если в предыдущих книга автор приглашает в кабинет, то теперь приглашает в жизнь, в сны, размышления, чувства…А творческие отпуска на Гавайях по полгода — огонь. Очень интересно у них там устроено)

Не без труда одолела Стивена Пинкера “Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня” — научный нон-фикшн о балансе генетической предрасположенности и влияния окружения в жизни человека.
Книга написана языком диссертаций и дипломов. Много отсылок на научные исследования, каждая мысль подтверждена цитатой или ссылкой. Как будто автор беседует с крайне придирчивым и критикующим читателем, оправдывая каждую деталь. Хотелось просто послушать, что говорит автор, без бесконечных примеров и доказательств. С непривычки сложно продираться через такой текст.
Пинкер пишет о трех больших идеях, которые отрицают влияние генетики на выборы человека. Это идея «чистого листа» — человек рождается пустым, из него можно выратистить кого угодно, «благородного дикаря» — человек врожденно не агрессивен, а добр, и «духа в машине» — о разделении души и тела. Все это не так. Пинкер рассказывает, как эти ложные представления влияют на решения, политику и поведение человека. Занятно, кое-где неожиданно и неочевидно.
В природе человека — воровать, насиловать и убивать. Пинкер рассказывает как снизить это, используя знания о генетике человека. Интересна мысль, что дети больше похожи на сверстников, чем на родителей, что родительское воздействие преувеличено. Книга повлияла на мировоззрение больше, чем мне поначалу показалось.

Медленно читала Джона Труби “Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария” — каждый шаг автор иллюстрирует известными фильмами, и я осознала свой страшный пробел в области фильмоклассики, на которую он ссылается. Поэтому читала и смотрела фильмы и потом читала дальше. Труби научил видеть сюжеты, как композицию на фотографии, когда ты уже не можешь развидеть заваленный горизонт, так и теперь не развидеть бессюжетный текст. Ну, почти.

Майя Богданова “Контент-технология: как, где и о чем говорить с клиентами” — прикладная книга о текстах, с упражнениями и заданиями, всякими полезностями. Коротко и по делу.

В ту же копилку дочитала и доделала упражнения из книги “Право писать” Джулии Кэмерон. Удобные короткие главы, которые можно просто читать, а можно ещё и писать, выполняя задания. Полезно, утренние страницы с тех пор практикую.

Одну жаркую ночь провела в объятиях книги Фрая “Мертвый ноль” — как всегда, тепло с юмором и сказочно, как я люблю. Хоть и предсказуемый сюжет, но Фраю достаточно написать хоть что-то, чтобы заманить меня в свой мир шуточек, фантазий и вкусной еды.

Поклевала немного рассказы О’Генри, отдохнула, хотя без той задушевности, которая появлялась раньше в ответ на истории автора. Как почитать знакомую сказку, почувствовать лёгкий привкус былых впечатлений, улыбнуться, уснуть.

Вуди Аллен “Записки городского невротика” — хорошо, что записки короткие, одолела треть. Ощущение хаоса — каша из всего разного, от одного смешно, а от другого странно. Отчасти не знаю той реальности, над которой смеётся автор. Стоит почитать, если вы запарились над чем-то, и вам надо отвлечь замыленный буднями взор. Вуди вообще другой, какой-то дикий фантазер и приколист, и все-таки странный. Испытывала то недоумение, то острую щекотку смеха где-то в груди.
— Неужели ты не хочешь пить шампанское из моей туфли?
— Я столько не выпью.

Дина Рубина “На солнечной стороне улицы” — ещё читаю. Рваный текст как лоскутное одеяло, метафоричный, человечный, острый. Посмотрим, чем закончится.

Пусть новый год подарит нам ещё и ещё много встреч с разными книгами и текстами.