Читательский год 2017

Невозможно не заметить окончание года. Количество смсок и электронных писем увеличилось втрое. Пробки на дорогах усилились многократно. На моем проспекте автомобили стоят утром, днем и вечером.

Кажется, что всем нужно срочно доделать дела. А в начале года можно вновь расслабиться — весь год впереди. Пробки рассосутся, смски и письма успокоятся, можно выдохнуть и… почитать!

Всех с новогодними праздниками! Пусть любимые близкие люди будут рядом, и побольше хороших книг в ваших руках.

Вспоминаю с интересом, какие книги сопровождали в этом году. Какие впечатления остались от прочитанного. Год посвящен полюбившимся авторам, чьи книги я читала подряд одну за другой.

2017 читательский год начался с “Аптекаря” Владимира Орлова. После нежно любимого “Альтиста Данилова” роман показался “переперчёным”. Слишком долго, в другом месте слишком печально, потом слишком нарочито.. Однако, атмосферу передает тонко, погружает в Москву советскую, вплетая булгаковскую мистику.

Фэнни Флэг пишет задушевные книги, в которых бурлит или течет, а иногда и застывает на месте поток жизни. Читаешь и доверяешь — все будет хорошо.

“Рай где-то рядом” — нежный теплый голос Фэнни рассказывает о старушке, которая побывала на небесах. С юмором и добротой о старости и смерти.

“Добро пожаловать в мир, малышка!” — те же герои, что и в других книгах, раскрывается жизнь американского городка, в котором находится место для деловой женщины, бывшей когда-то малышкой.

“Рождество и красный кардинал” — рождественская сказка, которую уютно слушать, закутавшись в клетчатый плед и потягивая чай с сушками.

“Стоя под радугой” — старомодная книга об обыденной провинциальной жизни, написана с юмором, так, что кажется счастье стучится в сердце.

“О чем весь город говорит” — книга-песня, воспевающая жизнь. Есть такая шутка — “друг в депрессии — он думает о жизни, а я весел — потому, что думаю о смерти”. Доля правды в этой шутке в том, что память о смерти дарит вкус к жизни.

Наринэ Абгарян тронула душу красками, цветом, запахами и звучанием своих текстов.

“С неба упали три яблока” — духовная сказка в стиле “жили-были” о людях, которые учат смирению и праведности. Не слащаво, но честно, когда давно готовишься к смерти, а жизнь пробивается наружу как одуванчик через асфальт.

“Понаехавшая” — смешные зарисовки о работе автора-эмигрантки в Москве в обменном пункте в начале девяностых. Кто помнит это время — узнает и улыбнется.

“Люди, которые всегда со мной” — роман о дорогих сердцу автора людях, человечно, добротно, психологически честно.

“Зулали” — сборник рассказов о семьях в горах, пронизаны обычаями Армении, и перипетиями слов и судеб.

“Манюня” — детская книжка, которая будет интересна взрослым. Как помнить детство бед обид и претензий к родителям. Легко, с юмором и горчинкой тоски по ушедшим временам.

Мирче Элиаде другой. “Девица Кристина” — мистический триллер, который разворачивается не просто жутко, а как-то нечеловечески точно. Ухватывает автор архетипические образы. Пугает не с целью напугать, а чтобы показать такое, что не видим в жизни.

Мирче удается сделать миф современным. В романах узнаю мифические образы, причем как-то нутром. Воспринимаю солнечным сплетением, сильно, по-настоящему проживая события. Это не похоже на мифы-сказки, как мифы о греческих богах.

“Матрейи” — история любви индийской девушки и белого человека. Первая любовь без счастливого конца в виде свадьбы, но та, что ранит сердце навсегда. Герой струсил по-моему, и это часто случается.

“Гадальщик на камешках” — мистический реализм в стиле любимого Орлова, но не советский.

“Жена башмачника” Трижиани — читается со вкусом сладости и горечи, когда эмигрант из Италии рассказывает об Америке. Настоящие, живые люди, страны и отношения. Реалистичные истории, есть чему улыбнуться, и чему посочувствовать.

Степнова Марина “Женщины Лазаря” — очарована сагой о трех поколениях женщин, имеющих отношение к гениальному ученому Лазарю. Три судьбы в стиле биографии, разные и аутентичные. Женщинам понравится.

Роман «Виноваты звезды» Джона Грина. Книга-лауреат премий, включена в список бестселлеров — представляют в аннотации. Произведение в художественно-беллетрическом стиле написано ясным простым человеческим языком.
Автор поместил историю отношений подростков в «смертельный» фон — раковое заболевание. Рак не отменяет жизнь. Главная героиня испытывает все, что полагается в 16 лет — бунт, расстройство из-за внешности, влюбленность. Однако на фоне знания о близости смерти переживания и отношения становятся более яркими и живыми.
Смерть — обыденная часть жизни этих детей. Без пафоса, надрыва и слез. Но с размышлениями и поиском смысла:
«Боль хочет, чтобы ее чувствовали».
«Я верю, что Вселенная хочет, чтобы ее заметили … потому, что ей
нравится, когда замечают ее элегантность».
Роман подкупает простотой языка, которым автор говорит о сложном. Сюжет не закручен и не замысловат. Легко читать, не длинный. Отношения автор описывает по верхам. Однако роман открывает парочку дверей в наше личное бессознательное отношение к болезни и смерти.

Роман “Маленькая жизнь” Янагихары, оказывается, бестселлер 2016 года с полярными отзывами — «ужасно тяжелый и потрясающе великолепный».
В романе раскрываются истории четырех друзей — художника Джей-Би, архитектора Малкольма, актера Виллема и юриста Джуда. В середине книги внимание автора сосредоточивается на Джуде. У него тяжёлое детство, наполненное насилием, и непростая взрослость с последствиями травм “родом из детства”.
Стиль текста — повествование “шаг вперёд, два назад”. О настоящем, потом флэш-бэк в прошлое героя, затем выныриваем обратно в настоящее. Автор пишет от лица разных героев так, что не сразу ясно, кто сейчас говорит. Но можно приспособиться.
Напомнил Пруста, чей роман “По направлению к Свану” упоминает и автор на страницах “Маленькой жизни”. Книги похожи описанием нюансов внутренних переживаний героев. Когда о чувствах — на несколько страниц. Только Пруст и о боярышнике на пять страниц может зарядить.
Янагихара же пишет о стыде, вине и страхе. О том, как друзья спасают Джуда, который переживает ощущение испорченности и собственной уродливости. Друзья спасают того, у кого желание умереть всегда немного перевешивает. Настолько, что ближе к концу уже внутренне позволяешь ему остаться “невылеченным” и отпускаешь.
Молчание не лечит, возможно, это мораль, которую хотел донести автор. Поэтому в романе герои — мужчины, они чаще молчат о травмах.
В романе 700 страниц, поэтому можно найти разные акценты — отношения героев как дружеские и любовные — затронута гей-тема, но как само собой разумеющееся, без надрыва. Для кого-то будет яркой тема детско-родительских отношений взрослого ребенка. Кого-то затронет история карьеры и творчества, или преодоления травмы детства.
Сложно будет читать неискушенному читателю, кого шокируют темы насилия и травм или гей-отношений. Кому трудно читать большие тексты о внутренних переживаниях.
Интересно будет тем, кто увлечён чувствами человека. Кому близка дружба, поддержка, кто понимает, как звучит травма. «Маленькая жизнь» — это маленький мир со своими акцентами для каждого читателя.
Много раз автор использует в диалогах слово “прости”, герои просят прощения друг у друга. Очень легко и так не похоже на нас…

Еще читала биографический роман о женщине, которая стала борцом за отмену рабства в Америке. Её чернокожую подругу звали Подарочек. Хорошее произведение, но осталось в сгоревшей электронной книге. Как и еще несколько книг, чьи названия и авторов не запомнила сразу. Кто-нибудь читал? Напомните автора и название?

Год заканчивается публикацией пособия проекта “Помогающий диалог” института “Гармония”, которую писала совместно с коллегами. Первая книжка, в которой напечатаны в том числе и мои слова и истории. Радостно и трепетно видеть текст, передающий опыт и размышления, напечатанный на страницах настоящей книги. Про эту книгу не пишу, сложно оценить со стороны.

Желаю вам хороших книг в новом году, которые хочется читать с жадностью и наслаждением!