Ручки-то, вот они! Воровство контента – психологические причины и следствия


Воровство по мелочи кажется и не воровством, как умалчивание – не ложью. Унес ручки с кабинета, не отдал книжку другу, проехал бесплатно в автобусе – «ай-ай, нехорошо», но ерунда. На кирпич проехал без штрафа, налогов избежал, с работы что-то домой принес – святое дело и доблесть.

Воровство по мелочи происходит легко и неосознанно. Прикрутил фотографии к заметке на Фейсбуке, а ведь они чьи-то. Получается, что раз «валяются» в интернете, значит бесхозные – можно брать. Как в русской поговорке — мимо пройти, дураком прослыть.

Воровство не всегда однозначно порицаемо. В сказках воровство положительного героя не осуждается. У мифов, сказок, снов — как в воплощении бессознательного нет морали.

Стал Климка кормить отца и мать своим мастерством. Что ни увидит — станут ли бабы сорочки сушить, станут ли холсты белить – он все к рукам приберет. Так востер, так хитер, что, кажись, из-под птицы яйца выкрадет!
Сказка «Вор»

Что взято с чужого двора да внесено в свои ворота, так уж будто и украдено?

Не крал, не воровал, а пришел да взял.

Воровать – не блины продавать.

Крепки запоры, да ловки и воры.

Поговорки «украдены» отсюда, да и там они «украдены» со сборника Афанасьева, а тот «крал» у народа. Однако, если у текста или фотографии указано авторство –  они не украдены, а процитированы.


Граница между воровством и не воровством контента в указании авторства и ссылки на источник.


Текст доступен, фото находится в открытом доступе и хочется выдать за свое. Мозгу легче принимать решения по пути наименьшего сопротивления. Поэтому стянуть проще, чем «выдумывать велосипед».

Сиюминутно стратегия выигрышная, так как решает текущую задачу. Если удается стянуть, мозг получает положительное подкрепление. Потом в ситуации, где надо подумать, сгенерить что-то, создать – вместо решения творческой задачи, будет искать, где бы скопировать. Человек лишается ценного умения – творить. Тогда падает самооценка, кажется что «мне нечего сказать», «внутри пусто», «я тупой».

Способность к творчеству – кайф прикосновения к живительному источнику психической энергии. Важно беречь контакт с внутренним творцом.

«Скопируй программу или отчет, потом бери и делай также, никаких проблем!» – нашептывает внутри чей-то голос. Если учесть представление о том, что внутри личности множество персонажей, то кто из них шепчет эти слова?

В заметке Анны Зарембо опубликована метафора «черной команды» — внутренних отрицательных героев человека. Как правило, от них хочется избавиться или спрятать от чужих глаз, но без них нет движения и жизни. Возможно, кто-то из черной команды нашептывает – Голодная жадина или Паразит, а может быть Лентяй или Хитропопый.

Похоже на лики темного Трикстера, ловкого вора, плута и обманщика – архетипа юнгианской психологии.

За воровством контента также стоит желание казаться лучше, образованнее, умнее. Казаться, но не быть. Это желание транслирует также теневой внутренний персонаж, например, Никчемный, Неуверенный или Бездарность.

Нехватка знаний – причина появления желания своровать информацию. Тогда это сигнал человеку о том, что он взялся за задачу, для решения которой нуждается в новых знаниях, умениях и навыках.

В книге Айн Ренд «Источник» раскрыта сюжетная линия, где хороший, но не гениальный архитектор пользуется чертежами талантливого друга. Это выводит его на новый уровень, который архитектор «не тянет». Сворованный материал сработает и приведет заказчиков и клиентов высокого уровня. Тогда вор потерпит поражение, испытает позор и крах дела или репутации. Останься он на своем уровне – будут заказчики, клиенты или читатели по силам, и не будет фиаско.

Бывает лень искать первоисточник, заморачиваться со ссылками – и так сойдет. Небрежность или «коекакерство» — чудная способность, помогающая делать дела быстро, но вопреки качеству. Как всегда, важен баланс между небрежностью и перфекционизмом – стремлением к совершенству.

Кроме перечисленных, могут быть индивидуальные причины, двигающие на воровство контента, поскольку человек сложен и многогранен.

Итак, что движет на воровство контента и что с этим делать:


Что движет на воровство контента:

1.Внутренний теневой персонаж

2. Сиюминутная выгода и желание казаться лучше, образованнее, умнее

3. Нехватка знаний, умений, навыков

4. Лень и небрежность

5. Что-то другое

Что делать, есть тянет на воровство контента:

1.Определить теневого персонажа, узнать в чем нуждается, искать путь удовлетворения потребности

2. Восстанавливать нарушенный контакт с творчеством

3. Определить каких знаний, умений, навыков не хватает и добрать

4. Наладить баланс между перфекционизмом и небрежностью


К счастью, человек волен выбирать – стоит ли красть, каковы психологические последствия и объективные риски.

Мысль «стянуть бы»  не означает, что вы плохи и ужасны. Люди чего только не думают и гораздо реже делают. Однако, это сигнал к самоисследованию. Какой внутренний персонаж подталкивает к воровству?