Подлинный человек или «увидь меня настоящего»


Однажды, вдохновленная после глубокой работы на учебном семинаре, я делилась с коллегой по группе своим восхищением от искусной работы ведущего семинара. Выслушав меня, она, сузив глаза, спросила «И ты ему веришь?» Подразумевая, что на семинаре ведущий, весь такой принимающий и понимающий, экзистенциальный и гуманистичный, человечный и эмпатичный и пр., а за рамками семинара какой? Оценивающий и сплетничающий, позволяющий себе насмешки или пересуды?

Мой ответ был: «Ты знаешь… верю». Некоторое время я ходила с мыслью «можно ли доверять», «действительно ли ведущие наших семинаров  так думают и чувствуют»? Если нет, то где подлинный Саша или Лена или Маша и что они переживают на самом деле? Если я не верю, что другой, который сейчас со мной – настоящий, мне самой не стать собой настоящей. И наоборот, «если ты можешь быть со мной без маски, то и я смогу».

Не будь обманутым мной.
Не обманись лицом, которое я ношу.
Потому что я ношу маску, тысячи масок,
Маски, которые я боюсь снять,
И ни одна из них не является мной >>

Тупик, в котором оказались множество людей: страстно хочется получить от других людей подтверждение подлинности собственного существования, но при этом страшно быть подлинными.

Зачем нам нужно быть видимыми, зачем «подтверждать подлинность», если мы и так существуем?

С самого рождения младенец учится осознавать себя и то, что с ним происходит через близкого взрослого. Мама ласково говорит ему «маленький плачет, проголодался», она «видит» или «отзеркаливает» его и комментирует происходящее. Немного позже дети играют в прятки, и самое яркое и желанное переживание – быть найденным.

В природе каждого из нас заложено стремление к выражению своей подлинной сущности. Мы можем не осознавать этого, вместе с тем, когда мы выражаем себя и нас принимают такими, какими мы есть на самом деле, мы испытываем тепло, удовлетворение и радость. В такие моменты мы переживания собственную подлинность, соприкасаемся с чувством человеческой ценности, переживаем восторг бытия [цит.по А.Бадхен «Лирическая философия психотерапии»].

И наоборот, страшно не быть обнаруженными, найденными, увиденными. Известно, что игнорирование, бойкот — один из сильнейших конфликтогенов, приносящих душевное страдание бойкотируемому. Если меня не видят, то меня как бы и нет.

В квантовой физике электроны существуют в процессе наблюдения, и вся материальная действительность становится материальной в процессе наблюдения, а когда за ней не наблюдают, не регистрируема. Также и мы ощущаем свое существование, пока есть свидетели этому. Кстати, на этом базируется удовольствие от «лайков» вашего «селфи» в социальных сетях. Меня «лайкают», следовательно, принимают и «видят», а значит, «аз есмь» и существую.

«Котики» и «зайки» –
Из великих фразы,
Я ей ставлю «лайки»,
А она ни разу…

Сергей Шнуров «Сука из Фейсбука»

В глубине души слышится шепот «заметь меня», «сделаю хоть что-то, только заметь меня». Когда замечают, когда реагируют, тогда вырывается просьба – «увидь меня настоящего».

Вспоминается случай из практики, когда в он-лайн переписке молодой человек начинает беседу с шутки о том, что собирается убить кого-то прямо сейчас. У него была невероятно огромная потребность увидеть искренние реакции, живой эмоциональный отклик, а не рафинированное «слушаю вас», которого он ожидал.

Недостаток подлинности бывает таким сильным,  что человек может провоцировать  другого человека на реакции страха, ненависти, презрения, ужаса или отвращения. «Ты меня искренне ненавидишь, следовательно, ты меня видишь, а значит, «аз есмь» и существую».

Поддельные, лицемерные или «масочные» реакции постепенно создают поддельную жизнь, которая давит, из которой хочется вырваться, получить подтверждение от другого, что ты без этой психологической маски будешь замечен.

Таким образом, наши психологические маски защищают внутреннюю уязвимость, но и отдаляют от других людей и от своего сокровенного центра. Многие увязли в «масочных» отношениях и разговорах.

Классификация разговоров:

  • цыплячье дерьмо: небольшой разговор, обмен клише – «доброе утро», «как дела»
  • бычье дерьмо: объяснительность, оправдания, описания, сплетни, болтовня ради болтовни — «потому что»
  • слоновье дерьмо: высокий уровень дискуссии по религиозным вопросам, духовность, экзистенциальная философия и т. д.

Фредерик Перлз

Смысл настоящих и искренних отношений в том, чтобы человек полностью, «как облупленный», присутствовал с другим. Терапевтических отношений это тоже касается. Клиент приходит в терапию с тоской и жаждой по этой подлинности, одновременно страшась её. Если психолог также боится быть подлинным, как и клиент, то контакта не происходит. Происходит «взаимодействие», использование техник и приемов – «бычье» или «слоновье дерьмо» по Перлзу.

Фраза начинающего психолога: «Я заведу отдельный номер для клиентов». Я не против, даже за разграничение личной и профессиональной жизни. Однако, если за этими словами стоит маска или роль психолога, если психолог видит звонок с номера для клиентов и в этот момент надевает маску «я – профессиональный психолог», то подлинного контакта не будет. Не будет удовлетворена важная потребность «увидеть», «разглядеть» друг в друге с клиентом не носителей психологических масок и ролей, а живых людей.

Быть подлинным человеком не обязательно означает быть честным как доска, это скорее означает быть искренним, аутентичным или конгруэнтным, то есть таким человеком, у которого невербальные проявления – жесты, мимика соответствуют мыслям, содержанию речи и настроению.

Если ты подлинный человек и видишь меня, то и я могу почувствовать себя подлинным и живым.