О нас, психологах


Задумалась о том, что часто встречаюсь с повальным ощущением «недоученности» у коллег психологов-практиков, причем у толковых, думающих и чувствующих специалистов. Это ощущение «недоученности» не зависит от полученного образования, будь то высшее, два высших, кандидатская или повышение квалификации.

Почему так? Как раз недавно на ЗПШ-2013 услышала вариант ответа на этот вопрос. Вспомните анекдот, когда англичанин посмотрел фильм и рассказал немцу, тот — французу, француз рассказал поляку о фильме, который посмотрел англичанин, о котором рассказал немец французу, от которого поляк все это услышал, а уж поляк рассказал русскому… Так вот мы в положении того русского, слушающего, как поляк рассказывает о … и так далее. Да, в России сейчас такая ситуация, что во-многом мы – самоучки. И реально, для психолога счастье поучиться у человека, который, например, учился в Америке и расскажет что-то нам, а уж учиться у первоисточника… Кстати, я бесконечно рада, что мне удалось получить кусочек заграничного образования.

К чему это приводит? А приводит такое положение вещей не всегда к хорошему. Например, ощущение «недоученности» провоцирует бесконечную учебу. По-моему больше и дольше всех учатся психологи. Процесс захватывающий, классный, по себе знаю, но ощущение уверенности и «доученности» все равно не приходит. Некоторые начинают оценивать (и часто не в лучшую сторону) работу других коллег, поднимая таким образом свою уверенность, но тоже не надолго. До первого приступа собственной неуверенности в компетентности. Еще часть коллег вырабатывает свои индивидуальные критерии «доученности» и следует им, объединяются в группы. В этом случае есть опасность стать «сектой», т.е. группой в которую входят, но почти не выходят.

Что делать? Уверенность приходит с практикой. Банально, работать, создавать новое, двигаться, получать опыт. В моей практике уверенность в компетентности стала появляться не тогда, когда что-то получалось или удавалось, а тогда, когда что-то НЕ получалось, но приходилось исправлять ошибки, продолжая делать то, что, по сути, не можешь не делать.

У нас с коллегой был такой случай, когда к нам на занятие не пришел никто… И мы стали работать друг с другом, и не только потому, что помещение оплачено и время есть, но и потому, что нам самим интересно то, что мы собирались давать на той группе. Это была реально плодотворная совместная работа. Важно, что после этого, мы продолжали делать то, что не можем не делать: собирать и вести группы и тренинги, частный прием. Этот случай до сих пор меня поддерживает, когда я сетую на то, что времени не хватает, кабинет маловат, душно и столько народу, или когда кажется, что недостаточно человек в группе…

Сейчас, двигаясь по своему пути, делая и исправляя ошибки, преодолевая трудности, решая проблемы и изживая недостатки, я чувствую это ощущение «доученности» и компетентности. Т.к. самый главный учитель – Жизнь, моя жизнь, опыт и жизнь моих учителей, коллег и клиентов.

С любовью и благодарностью коллегам!