Психотерапевтический контракт и отношения с психологом

В организационном консультировании, в аудите для выполнения работы заключается контракт, согласно которому регулируются отношения сторон, согласовываются сроки, результаты, определяются гарантии.  Мы всегда можем представить желаемый результат, и в случае невыполнения потребовать возврата денег за некачественную услугу.

  • Какой договор можно заключить в психологическом консультировании?
  • Какой будет результат работы?
  • Есть ли сроки выполнения?
  • Какие предусмотрены права и обязанности сторон?
  • Как оценить качество услуг?
  • В каком виде предъявляются претензии?

Вопросы не праздные и не однозначные. Попробуем ответить на них.

Основные положения психотерапевтического контракта

Отношения с психологом регулируются, как правило, устными договоренностями, которые и называются психотерапевтическим контрактом.

Психотерапия – дело добровольное

Отношения с психологом добровольны. Если Вы приходите на прием под давлением мамы, мужа и пр., т.е. вынужденно, то, во-первых, эффективность психотерапии существенно падает, и, во-вторых,  Вы не сможете предъявить претензий.

Психотерапия – это отношения, и как в любых отношениях, в отношениях с психологом важно доверие и к специалисту, и к психологической помощи вообще. Иначе, претензии стоит предъявить к тому, кто оказывал давление на вас.

Присутствие и равная ответственность в отношениях с психологом

Вы приходите и каким-то образом участвуете, как-то проявляетесь в психотерапии. Это процесс, в котором что-то происходит совместно, когда активизируются Ваши внутренние ресурсы. Это не таблетка, наподобие «переделайте меня», «сотрите мне память», «ампутируйте душевную боль», это процесс, в котором нужно присутствовать, напрягаться, что-то делать, чтобы добиться результата.

Часто психотерапию сравнивают с занятиями спортом, где нужно заниматься, чтобы иметь хорошую фигуру. Прикладывать усилия, заниматься, соблюдать диету и пр.. Тренер определяет нагрузку, питание, подходящую  именно вам программу. Так и в терапии, ваша роль – активная, психолог не сможет ничего сделать с вашей же психикой, без вашего присутствия и участия.

Кроме того, этические правила психологической помощи запрещают «догонять и помощь причинять» без вашего согласия и запроса.

Психолог и клиент несут равную ответственность в отношениях. Равную не значит тождественную. Психолог выбирает методики, техники, подходы, исходя из своей оснащенности и вашей проблематики. Клиент ответственен за свои жизненные выборы и активность, которые он делает между и после сессий. Выбор делаете Вы, у психолога есть предположения, гипотезы относительно вашей ситуации. Ответственность психолога состоит в том, чтобы озвучить эти предположения, вместе выработать новую жизненную позицию и стратегию.

Определение целей психотерапии

Психотерапия такая область, что иногда нет возможности определиться с целями сразу и полностью. Ваш запрос может трансформироваться, изменяться, это живой процесс. Например, изначально запрос может звучать как «хочу избавить от панических атак», а в процессе выяснится, что тяжелый груз неотгореванного горя катализирует плохое самочувствие и, в конечно итоге, панические атаки.

Бывают неадекватные заказы, например, «хочу, чтобы он изменился (приполз и прощения просил)». Возможности менять других без их запроса и согласия и на расстоянии нет.

Права и обязанности психолога и клиента

Психолог обязан

1. Иметь высшее  психологическое образование.

Не ниже специалиста, дающее право практики (психологическое консультирование, психотерапевтическое консультирование, а также документы об образовании в определенных подходах и видах терапии).

2. Соблюдать правила делового этикета отношений

Приходить вовремя, начинать и заканчивать вовремя, не отвлекаться во время сессий, при возникновении форс-мажоров своевременно предупреждать, извещать об отъездах и отпуске (если это связано с перерывом в Вашей терапии), заранее извещать об изменении оплаты.

3. Соблюдать этический кодекс

Конфиденциальность

Безоценочность (не допустимы сравнения с другими клиентами, оценочное отношение к действия и мыслям, та или иная дискриминация).

Осведомленность клиента (психолог должен сообщать о методиках, упражнениях, которые предлагает в практике, давать разъяснения, если что-то осталось не понятым).

Самоопределение клиента (не подталкивать, не навязывать свое решение, мнение, выбор всегда делает клиент).

Клиент обязан

1. Соблюдать правила делового этикета отношений

Приходить вовремя на сессии, не отвлекаться во время сессий, при возникновении форс-мажоров своевременно предупреждать, извещать об отъездах и отпуске (если это связано с перерывом в вашей терапии), своевременно вносить  оплату.

2. Проявлять активность

Насколько возможно говорить о своих чувствах, о происходящем, передавать свои ощущения. Говорить, что с Вами происходит, что меняется в процессе.

3. Нести свою ответственность

Жизненные выборы делаете Вы, психолог потом не сможет жить за вас в сложной ситуации. Если Вы не готовы к выбору, обсудите это в отношениях с психологом, добиваясь ясности и определенности именно для себя.

Важно также и то, что во время терапии клиент может быть особенно уязвимым, многие психологи не рекомендуют проводить кардинальные изменения, пока идет психотерапевтический процесс или пока состояние не стабильно.

Важные моменты отношений с психологом

Негативные чувства

Вы можете выражать свои чувства, возникающие в терапии не только по поводу внешней ситуации, но и к психологу. Это важный материал для терапии. Психолог должен уметь справляться с чувствами клиента, помочь вам осознать, что произошло, поддержать вас. Единственное условие таких высказываний – корректность, Ваше умение обходиться без оскорбительных слов и интонаций.

Отношения с психологом похожи в чем-то на тренажер для реальных отношений. В них всегда вскрывается все то, что происходит и в Вашей реальной жизни, в Ваших реальных отношениях с окружающими.

Если Вам хочется сбежать из терапии после первого же эмоционального всплеска – скорее всего, в реальной жизни Вы избегаете эмоциональных привязанностей и стыдитесь своих чувств.

Если Вы моментально проникаетесь агрессией к тому, что в словах психолога не соответствует Вашим ожиданиям – скорее всего, и в реальной жизни Вы не умеете принимать иную точку зрения.

Если Вас тянет переложить ответственность за свой выбор на психолога и сделать его виноватым – скорее всего, и в обычной жизни Вы поступаете так с людьми.

Организационные вопросы

Это вопросы, касающиеся отмены сессии и оплаты.

Многие психологи практикуют такой подход, если Вы отменяете сессию более, чем за 24 часа, то предусмотрен штраф, размер которого нужно уточнить у конкретного специалиста или центра.

Это связано с финансовыми отношениями психолога и центра, с загрузкой расписания и кабинетов и финансовых и временных потерях, которые могут быть при Вашей незаблаговременной отмене сессии.

Завершение терапии

Психолог не может прекратить отношения без объяснения причин. Как правило, в случае длительного психотерапевтического процесса назначается последняя встреча, где и обсуждаются итоги терапии.

Если психолог чувствует свою недостаточную компетентность или не готов продолжать работать с Вами по каким-то еще причинам эмоционального порядка, он имеет право настаивать на завершении терапевтических отношений с Вами, но должен объяснить свою позицию и предложить другого специалиста для консультаций.

Клиенту тоже не рекомендуется прерывать отношения с психологом без объяснений. Отказ корректно завершить отношения с психологом в будущем может повлиять на решение психолога продолжать с Вами работу.

Если Вы проигнорировали просьбу прийти на завершающую встречу или просто «пропали» в самом разгаре процесса, у психолога это может оставить ощущение необязательности, пренебрежения к его работе.

Некорректно завершенные отношения с психологом могут в будущем стать причиной разного рода неприятных эффектов, если Вы решите снова обратиться к нему же.

В случае краткосрочного консультирования достаточно оговорить формат – «я буду обращаться к Вам по мере необходимости…», «полагаю, мне понадобится обсудить с Вами ситуацию месяца через два…» и даже «я не знаю, потребуется ли мне еще Ваша консультация, прощаюсь с Вами на неопределенный срок».

В случае единичной консультации все равно было бы не лишним подвести короткий итог – что Вы получили от психолога, что было для Вас важным, существенным. Наверняка, психолог тоже даст Вам заключительную обратную связь.

Это сформирует еще более доверительный климат в ваших отношениях с психологом.

Границы отношений

Важно помнить, что вы находитесь в профессиональных отношениях с психологом. Вы не можете вступать в дружеские, приятельские, интимно-эротические отношения и оказывать услуги друг другу.

Правила психолога предполагают, что изменить формат отношений (если это вдруг понадобилось обеим сторонам) вы оба сможете только после завершения отношений психолог-клиент и по прошествии значительного времени (на Западе – от года и более).

К сексуальной сфере это вообще не относится никогда и ни в каком виде. Если приятельские и дружеские отношения теоретически считаются возможными хотя бы по прошествии длительного времени, то сексуальные отношения не считаются возможными даже после завершения терапии и перерыва.

Это просто объяснить – никакой любви здесь быть не может, ведь психолог и клиент встретились в условиях неравной заинтересованности. Психолог сфокусирован на Вашей проблеме профессионально, и никогда не сможет давать Вам такое же внимание в личной жизни.

В тексте использованы некоторые материалы с сайта Точки Опоры